Пособие для ремонтника

84. Контроль работы агрегата по производству ледяной воды ощупыванием

84. Контроль работы агрегата по производству ледяной воды ощупыванием 

Обычно все агрегаты по производству ледяной воды оснащаются термометрами, позволяющими контролировать значения температур воды на входе и выходе конденсатора и испарителя.
Имея эти данные и немного опыта, можно очень быстро обнаружить некоторые неисправности в работе агрегата, используя только технику ощупывания узлов и элементов контура. Разумеется, эта техника никогда не заменит традиционных измерительных приборов, таких как термометры, манометры или токоизмерительные клещи.
Тем не менее, если вы хорошо знаете холодильный контур и имеете небольшую практику, такая техника вам вовсе не помешает.
КОНТРОЛЬ КАРТЕРНЫХ НАГРЕВАТЕЛЕЙ.
541

В агрегатах по производству ледяной воды мы встречаемся с теми же проблемами и такими же неисправностями, как и на других установках. В частности, проблемы перетекания жидкого хладагента, который может накапливаться в картере компрессора во время его стоянки, могут вызвать те же непоправимые последствия (см. раздел 28).
Независимо от того, работает компрессор или выключен, масляный картер компрессора всегда должен оставаться теплым.
При остановке компрессора температура картера должна поддерживаться на уровне, превышающем температуру окружающего воздуха примерно на 20 градусов (как правило, от 30СС до 40СС) с помощью картерного нагревателя RC.
Этот уровень температуры легко оценить, ощупывая картер рукой (см. рис. 84.1 и раздел 40).

Если в то время, когда компрессор выключен, его картер холодный, значит обязательно нужно проверить цепь электропитания картерного нагревателя.

Примечание. Непосредственно вблизи нагревателя картер может быть очень горячим: будьте осторожны и не обожгитесь!
Если агрегат по производству ледяной воды в зимнее время не работает, не снимайте питание с общего шкафа управления агрегатом, поскольку в этом случае картерный нагреватель окажется выключенным. В противном случае, перед очередным запуском холодильной машины вам придется не менее суток держать ее под напряжением, чтобы подогреть масло в компрессорах.

Не пренебрегайте значением картерных нагревателей. Картерныи нагреватель позволяет не допустить растворения хладагента в масле, что может привести к крайне отрицательным последствиям:
►  Образование большого количества масляной эмульсии при запуске компрессора вследствие падения НД.
►  Массовый выброс масла в цилиндры компрессоров с большой опасностью "масляных гидроударов" и разрушением клапанов.
►  Значительная опасность "оголения" масляного насоса.
►  Вымывание масла из подшипников при запуске компрессора и их длительная работа без смазки.
►  Неоправданное срабатывание реле контроля давления масла (см. раздел 101).
КОНТРОЛЬ ПЕРЕГРЕВА
При работе компрессора напряжение питания с картерного нагревателя снято, но сам картер компрессора в точке А должен оставаться при температуре от 30°С до 50°С (см. рис. 84.2).
При этом масло подогревается за счет тепла, выделяющегося при работе компрессора. Если температура картера оказывается ниже, например, около 20°С, то при ощупывании картера вы чувствуете легкий холод. Это ненормально, поскольку такая ситуация объясняется попаданием в картер жидкого хладагента, где он выкипает и тем самым охлаждает масло.
Это в свою очередь означает, что перегрев пара на выходе из испарителя слишком низкий и появляется серьезная опасность гидравлических ударов!

Действительно, тепловой мощности картерного нагревателя явно недостаточно, чтобы он мог испарить то количество жидкого хладагента, которое попадает в картер компрессора из-за низкого перегрева. При максимальной тепловой мощности встроенного картерного нагревателя от 75 до 250 Вт (в зависимости от размерности компрессора), она будет примерно в 100 раз меньше требуемой для выпаривания хладагента. Чтобы испарить 1 кг хладагента R22 за 10 секунд, потребуется мощность около 20 кВт!
В этом случае нужно немедленно проверить перегрев и определить причину того, почему он упал: например, появились проблемы с ТРВ или снизился расход ледяной воды.
Если температура картера в точке А слишком велика (более 50°С), то проблема может быть обусловлена слишком большим перегревом (нужно обязательно установить причину). В самом деле, всасываемые компрессором пары хладагента в числе прочего выполняют одну очень важную функцию: они охлаждают приводной двигатель компрессора. Поскольку всасывающая магистраль, как правило, закрыта теплоизоляцией, перегрев можно оценить, ощупывая всасывающий патрубок компрессора в точке В. Температура патрубка должна быть низкой, а в летнее время на корпусе двигателя можно даже наблюдать образование конденсата.
Наконец, если температура в точке А очень высокая (выше 60°С), тогда как в точке В она представляется нормальной, то вполне вероятно, что речь может идти об аномальном росте ВД, то есть о неисправности на стороне высокого давления.
Если всасывающий вентиль холодный, а картер теплый (ичи очень теплый), значит можно считать, что параметры установки близки к нормальным. В противном случае нужно будет устанавливать манометры, чтобы провести более точную диагностику работы установки.

ОЩУПЫВАНИЕ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Компрессоры средней производительности часто оборудуются устройством снижения производительности, устанавливаемым на головке блока. Такое устройство легко обнаружить по наличию на головке блока электроклапана (поз. 1 на рис. 84.3). Для управления клапаном, перекрывающим полость всасывания соответствующих цилиндров, используется давление нагнетания (ВД) компрессора. С помощью такого устройства можно менять производительность компрессора от 100% (задействованы 6 цилиндров) до 66% (полость всасывания двух цилиндров перекрыта).
Иногда встречаются системы регулирования производительности на каждой из двух наружных головок блока
навливают свой электроклапан (следовательно, всего их будет два) и производительность компрессоров может принимать значения 100%, 66% и 33%.
Более мощные компрессоры используют другие способы регулирования производительности. Например, для управления механическими устройствами, обеспечивающими отжим всасывающих клапанов, используют давление масла. Под действием этого давления всасывающие клапаны остаются постоянно открытыми и соответствующие цилиндры не участвуют в работе компрессора. В этом случае на картере компрессора установлены три или четыре электроклапана
Для большинства компрессоров, оснащенных системой регулирования производительности, установленной на головке блока, легко определить, какие цилиндры работают, а какие нет. Для этого достаточно пощупать цилиндры. Когда головка блока прохладная или чуть теплая в точке С и горячая в точке D, это означает, что данная группа цилиндров работает нормально. Действительно, холодный пар хладгента приходит из картера, расположенного под цилиндрами, и выходит горячим и сжатым под высоким давлением в верхней точке цилиндра, откуда направляется к центральной головке блока, выполняющей роль нагнетательного коллектора, где выходит через нагнетательный вентиль.
Когда головка блока имеет одну и ту же температуру и в точке С, и в точке D, это означает, что в данной группе цилиндров сжатие пара отсутствует. То есть, либо задействована система регулирования производительности компрессора, либо на данной группе цилиндров имеются проблемы с клапанами. В этом случае нужно сделать так, чтобы компрессор несколько минут поработал с максимальной производительностью, то есть задействовать все цилиндры. Если при таком режиме работы головка блока одной из групп цилиндров окажется аномально горячей по сравнению с другими, то проблема может быть заключена действительно либо в клапанах. либо в устройстве регулирования производительности подозрительной группы цилиндров.
О Чтобы обнаруживать аномалию на клапане или на устройстве снижения производительности, достаточно пощупать каждую из головок блока и сравнить ваши ощущения. ОДНАКО, БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Там, где вы будете ощупывать корпус компрессора, температура в зоне нагнетания может оказаться очень высокой, близкой к 100°С. Поэтому ощупывание нужно производить очень осторожно!

ОЩУПЫВАНИЕ КОНДЕНСАТОРА. ОХЛАЖДАЕМОГО ВОДОЙ

542
Ощупывая кожух конденсатора водяного охлаждения, можно очень отчетливо ощутить изменение температуры между зоной снятия перегрева (область Е на рис. 84.5, где температура составляет от 60°С до 70°С), зоной конденсации (область F, где температура равна примерно 45°С), и зоной переохлаждения (область G, где температура имеет значение около 30...40°С).
Рис. 84.5.
Холодная вода поступает в конденсатор снизу (чтобы оптимизировать переохлаждение). При наличии небольшого опыта можно даже оценить высоту жидкого хладагента на дне конденсатора.
Когда установка работает нормально, температура жидкого хладагента будет чуть выше температуры воды на входе в конденсатор в зоне Н, а уровень жидкого хладагента будет находиться на высоте примерно от четверти до трети высоты конденсатора.
Если уровень жидкого хладагента в конденсаторе слишком высокий и его температура близка к температуре входящей в конденсатор воды в зоне Н, то переохлаждение хладагента будет превосходным. Однако это также может означать и избыток хладагента в контуре, а в этом случае следует обязательно проверить величину давления нагнетания (ВД).
Если же уровень жидкого хладагента слишком низкий и вы не чувствуете разницы температур в различных зонах конденсатора и, в частности, разницы между температурой верха и низа корпуса конденсатора, то это явно указывает на признак нехватки хладагента.
Ощупыванием можно очень легко сравнить разность температур охлаждающей конденсатор воды в зонах I и Н. Для оборотной воды перепад температур по воде должен быть около 5 К. Если эта разность вам представляется более высокой, то можно говорить о пониженном расходе воды.

Таким образом, ощупывая картер компрессора, всасывающий вентиль компрессора, головки блоков цилиндров и конденсатор, мы можем довольно быстро обнаружить возможные аномалии в работе холодильного агрегата. На основании этого мы можем предположить причину неисправности еще до того, как воспользуемся специальным инструментом и измерительными приборами. То есть ощупывание может оказать вам серьезную помощь в диагностике работы холодильной машины и не учитывать это было бы неразумным!

В агрегатах по производству ледяной воды мы встречаемся с теми же проблемами и такими же неисправностями, как и на других установках. В частности, проблемы перетекания жидкого хладагента, который может накапливаться в картере компрессора во время его стоянки, могут вызвать те же непоправимые последствия (см. раздел 28).
Независимо от того, работает компрессор или выключен, масляный картер компрессора всегда должен оставаться теплым.
При остановке компрессора температура картера должна поддерживаться на уровне, превышающем температуру окружающего воздуха примерно на 20 градусов (как правило, от 30СС до 40СС) с помощью картерного нагревателя RC.
Этот уровень температуры легко оценить, ощупывая картер рукой (см. рис. 84.1 и раздел 40).
Рис. 84.1.
Если в то время, когда компрессор выключен, его картер холодный, значит обязательно нужно проверить цепь электропитания картерного нагревателя.
О
Примечание. Непосредственно вблизи нагревателя картер может быть очень горячим: будьте осторожны и не обожгитесь!
Если агрегат по производству ледяной воды в зимнее время не работает, не снимайте питание с общего шкафа управления агрегатом, поскольку в этом случае картерный нагреватель окажется выключенным. В противном случае, перед очередным запуском холодильной машины вам придется не менее суток держать ее под напряжением, чтобы подогреть масло в компрессорах.