Пособие для ремонтника
66. Двигатель даландера
66. Двигатель даландера |
В настоящее время довольно часто используется другой тип двухскоростных двигателей, называемых двигателями Даландера (Dahlander). Клеммная коробка такого двигателя.Такой двигатель представляет собой двигатель трехфазного переменного тока, рассчитанный на работу при одном значении напряжения. При работе на режиме БС напряжение питания подается на клеммы 2U, 2V и 2W, а клеммы БС (Ш, IV и 1W) соединяются между собой перемычками.
При работе в режиме МС напряжение подается на клеммы МС Ш, IV и 1W, а три других клеммы МС (2U, 2V и 2W) остаются свободными.
Схема подключения двигателя Даландера к сети показана не рис.
При работе на режиме МС контактор МС замкнут и фазы LI, L2 и L3 подключены к клеммам МС Ш, IV и 1W соответственно. Контакторы БС1 и БС2 при этом обязательно должны быть разомкнуты.
Обратите внимание на треугольник в центре рис. 66.2. Он означает, что между контакторами МС и БС2 существует механическая блокировка, чтобы не допустить короткого замыкания фаз: если контакторы МС и БС2 одновременно замкнуть, то произойдет короткое замыкание!
При работе в режиме БС контактор БС1 замкнут и фазы L1, L2 и L3 подключены к клеммам 2U, 2V и Рис. 66.2. 2W соответственно (обратите внимание на после-
довательность подключения фаз к клеммам). Контактор БС2 при этом тоже замкнут, обеспечивая соединение между собой клемм 1U, IV и 1W БС2 (естественно, контактор МС должен быть в этом случае разомкнут).
66.1. УПРАЖНЕНИЕ 1. Маркировка клеммной коробки на двигателе Даландера |
Вы "прозвонили" с помощью омметра клеммы двигателя Даландера и результаты записали в табл. 66.1.
Попробуйте теперь нарисовать схему подключения обмоток к клеммам и к сети.
Решение на следующей странице...
Решение упражнения 1
Табл. 66.2. Посмотрите на данные табл. 66.2 (она повторяет табл. 66.Т). Вы видите, что минимальное сопротивление равно 36 Ом, а далее оно возрастает кратно этой величине от 36 до 144 Ом (72, 108, 144 Ом).
Кроме того, заметьте, что величины сопротивлений повторяются по 3 раза. То есть мы имеем 3 раза по 36 Ом, 3 раза по 72 Ом (2 х 36 Ом), 3 раза по 108 Ом (3 х 36 Ом) и 3 раза по 144 Ом (4 х 36 Ом). В результате можно легко понять, что обмотки для каждого из режимов подключены к своим клеммам (клеммы МС и БС на рис. 66.1) по схеме.
После этого, зная, как подключаются к сети клеммы режимов МС и БС (см. рис. 66.2), легко получить полную схему подключения к клеммам и к сети обмоток двигателя Даландера (см. рис. 66.4).
Можно отметить, что для режима МС между каждыми двумя фазами четыре обмотки соединены последовательно, а для режима БС последовательно соединенных обмоток только две
ЗЗависисит от режима работы двигателя и остается одним и тем же как для режима МС, так и для режима БС. Однако напряжение на обмотках для режима МС будет меньше, чем для режима БС. Напомним, что крутящий момент на валу двигателя пропорционален квадрату напряжения (см. раздел 55). Поэтому для режима МС крутящий момент на валу будет меньше, чем для режима БС. В результате, при подключении двигателя к одному и тому же приводимому механизму число оборотов на режиме МС будет меньше, чем на режиме БС.
Внимание! Не путайте двухскоростные двигатели с двумя раздельными обмотками с двигателем Даландера, обычным двигателем и двигателем с раздельным подключением обмоток, поскольку все эти двигатели имеют клеммные коробки с б клеммами. Тщательно изучите схему на крышке клеммной коробки и надписи на шильдике двигателя!
66.2. УПРАЖНЕНИЕ 2. Схема управляющей цепи двигателя Даландера |
Составьте схему цепи управления для двигателя Даландера, зная, что он предназначен для привода вентилятора градирни, число оборотов которого регулируется с помощью двухступенчатого термостата-регулятора температуры воды на выходе из градирни. Если сможете, предусмотрите использование реле замедленного действия (с устройством временной задержки).
Решение упражнения 2
Принципиальная схема цепи управления представлена на рис. 66.5.
Если приборы контроля, управления и безопасности разрешают запуск двигателя, напряжение проходит через контакты 1-2. При замкнутых контактах 2-3 реле тепловой защиты двигателя, 3-4 и 4-5 предохранителей F1 и F2 соответственно, напряжение приходит на контакты 5 регулятора температуры воды.
Допустим, что температура воды низкая. Тогда оба контакта 5-6 и 5-9 реле регулятора температуры разомкнуты. Обмотки реле МС, БС2, R и БС1 не запитаны.
После того, как температура воды начнет расти, замыкается контакт 5-6 первой ступени регулятора температуры и двигатель вентилятора выходит на режим МС через контакты 6-7 реле времени R (контакты 5-9 второй ступени регулятора остаются разомкнутыми и обмотка реле времени R не запитана).
При возрастании притока теплой воды в градирню, когда температура воды еще больше повышается, замыкаются контакты 5-9 второй ступени регулятора (при этом контакты первой ступени 5-6 остаются замкнутыми). Поскольку контакты 9-10 реле МС разомкнуты, питание на обмотке реле БС2 отсутствует и его контакты 9-12 разомкнуты, препятствуя подаче напряжения на обмотку реле БС1. Однако обмотка реле R оказывается под напряжением. В результате размыкаются контакты 6-7 реле R, прекращая подачу напряжения на обмотку реле МС, после чего замыкаются контакты 9-10 и 10-11. Как только контакты 9-10 реле МС замкнутся, напряжение подается на обмотку реле БС2, его контакты 9-12 также замкнутся, и двигатель перейдет на режим БС.
Впоследствии, когда температура воды упадет, контакты 5-9 второй ступени регулятора разомкнутся и прервут подачу напряжения на обмотки реле БС2, R и БС1. При этом контакты 6-7 реле времени R будут оставаться разомкнутыми еще 3 секунды после снятия напряжения с обмотки реле R.
За это время скорость двигателя, оставшегося без питания, начнет падать и спустя три секунды, когда замкнутся контакты 6-7, двигатель плавно перейдет на режим МС. В этом случае переход с режима БС на режим МС происходит с минимальными электрическими и механическими нагрузками.
ПРИМЕЧАНИЕ. Быстрый прогресс электронных устройств, наблюдающийся сегодня, позволяет менять число оборотов двигателей с помощью электронных преобразователей частоты переменного тока, которые становятся все более компактными (первые частотные преобразователи были очень громоздкими) и все более дешевыми. Поэтому такие преобразователи все чаще применяются в холодильных установках. Они обладают многими достоинствами. Прежде всего, частотные преобразователи позволяют существенно снизить пусковые токи. Кроме того, большинство двигателей может использовать переменный ток с частотой, которая меняется от 25 до 60 Гц, что позволяет без труда регулировать число оборотов в диапазоне от 50 до 120% от номинала.
Вместе с тем, традиционные двухскоростные двигатели, с учетом их низкой стоимости и простоты, еще долгое время будут находить применение в технике.