Пособие для ремонтника

54. Ремонт электрооборудования

54. РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 54.1. ВВЕДЕНИЕ 

Большинство неисправностей холодильных установок вызывают отключение системы управления электрическими предохранительными устройствами и установка (или ее часть) перестает работать. Попав в такую ситуацию, очень многие ремонтники-дилетанты лихорадочно нажимают на кнопки запуска агрегатов, перенастраивают регулирующие и предохранительные устройства, пытаются вручную запустить установку, рискуя вызвать серьезную аварию.
Однако, структурный анализ позволяет избежать огромных потерь времени на поиски неисправности и отремонтировать установку сразу, не приводя к другим поломкам. В самом деле, для того, чтобы очень быстро определить, какой электрический узел (предохранительный или какой-либо другой) отключил установку, достаточно знать несколько основных очень простых правил. Вместо того, чтобы спрашивать себя "что могло отключить установку" и искать неисправности наугад, ремонтник, очень быстро определив место дефекта, сможет задаться основным вопросом: "почему сработало данное предохранительное устройство и как сделать, чтобы этого не происходило в дальнейшем?" Он найдет время осуществить полный контроль установки и сможет предотвратить повторение неисправностей. Такая минера поведения будет на пользу всем, кто бы они пи были: ремонтник, потребитель или предприниматель.
При ремонте электрооборудования цепей управления возможны два варианта:
►  либо произошло отключение установки от сети предохранительными устройствами или какими-либо средствами системы автоматики, и тогда электрический шкаф или шит с электрооборудованием не может оставаться под напряжением, что в максимальной степени способствует поиску неисправностей и диагноз может быть установлен очень быстро (ремонт с использованием вольтметра);
►  либо произошло короткое замыкание или пробой на массу, в результате чего установка или ее часть отключилась от сети. В этом случае ремонтник не может подать напряжение на щит и должен будет использовать омметр. Этот последний способ всегда более длительный и сложный, поскольку требует, чтобы, по крайней мере, два вывода узла, который нужно проверить, были отсоединены.
А) Ремонт цепей управления с помощью вольтметра
Когда какой-либо прибор (например, контактор С в схеме на рис. 54.1) не срабатывает, это может быть из-за того, что не замкнут контакт 1-2 средства автоматики V, или плохой контакт в рубильнике 2-3, или остается разомкнутым контакт задающего термостата 3-4, или сработало реле НД 4-5, высокого давления 5-6, термореле 1 ...
А может быть обрыв в катушке контактора С? Или оборван один из проводов? И еще, и еще, и еще...
Видно, что возможных причин огромное количество. Однако, очень быстро определить точное место нахождения дефекта почти также просто, как в детской игре.
Достаточно иметь вольтметр и немного навыка.
Чуть дальше мы вернемся к рассмотрению схемы на рис. 54.1. А сейчас, чтобы лучше понять используемый способ, рассмотрим простой пример схемы, запитанной напряжением 24 В и состоящей из плавкого предохранителя, рубильника и электролампы (см. рис. 54.2)

347
Поз. 1. Помещаем вольтметр между точками 1 и 7 (показания должны составлять 24 В).
►  Если показания равны О В, значит напряжение на схему не подано. Тогда нужно будет искать неисправность за пределами схемы.
►  Если показания равны 24 В, значит напряжение подано и неисправность находится в схеме. Можно утверждать, что потенциал точки 1 равен 24 В, а потенциал точки 2 равен О В. Измерения нужно продолжить.
Поз. 2. Поместим вольтметр между точками 7 и 2 (показания должны составлять 24 В). Если показания равны О В, значит потенциал 24 В, имеющийся в точке 1, не поступает в точку 2. Можно утверждать, что в предохранителе имеется обрыв. Если потенциал равен 24 В, можно утверждать, что предохранитель исправен, и продолжить измерения.

Поз
3. Поместим вольтметр между точками 7 и 3 (показания должны составлять 24 В).
►  Если показания равны О В, значит потенциал 24 В, имеющийся в точке 2, не поступает в точку 3. Можно утверждать, что провод, соединяющий эти две точки, оборван.
►  Если показания равны 24 В, можно утверждать, что провод исправен, и продолжить измерения.
Поз. 4. Поместим вольтметр между точками 7 и 4 (показания должны составлять 24 В).
►  Если показания равны О В, значит потенциал 24 В, имеющийся в точке 3, не поступает в точку 4. Можно утверждать, что контакт в рубильнике отсутствует.
►  Если показания равны 24 В, можно утверждать, что контакт рубильника замкнут, и продолжить измерения.
Поз. 5. Поместим вольтметр между точками 7 и 5 (показания должны соответствовать 24 В).
►  Если показания равны О В, значит потенциал 24 В, имеющийся в точке 4, не поступает в точку 5. Можно утверждать, что провод, соединяющий эти две точки, оборван.
►  Если показания равны 24 В, можно утверждать, что провод исправен, и продолжить измерения.
Поз. 6. Поместим вольтметр между точками 5 и 6 (показания должны составлять 24 В).
►  Если показания равны О В, значит потенциал О В, имеющийся в точке 7, не поступает в точку 6. Можно утверждать, что провод, соединяющий эти две точки, оборван.
►  Если показания равны 24 В, можно утверждать, что провод между точками 7 и 6 исправен. Поскольку при этом напряжение 24 В к потребителю доходит, а он не работает, можно утверждать, что причина неисправности находится в самом потребителе.
Как можно заключить, этот метод сразу позволяет найти место дефекта, каким бы он ни был, и тогда остается только исправить его.
Однако этот метод можно улучшить, снизив количество измерений.

348
Поместим вольтметр между точками 1 и 7 (см. поз. 7 на рис. 54.7). Как и раньше, если он показывает О В, значит напряжение на схему не поступает и нужно будет искать неисправность вне схемы. Если он показывает 24 В, напряжение подано и неисправность находится в схеме.
Выполним замер в середине схемы, например, в точке 4. В зависимости от показаний вольтметра могут быть два противоположных варианта:
►    Если показания равны 24 В, значит потенциал 24 В, имеющийся в точке 1, поступает в точку 4. Следовательно, можно утверждать, что предохранитель и рубильник, а также соединяющие их провода исправны и дефект обязательно находится в нижней части схемы (поз. 8), либо в лампочке, либо в подводящих проводах.
►   Если вольтметр показывает О В, значит потенциал 24 В, имеющийся в точке 1 не поступает в точку 4 и дефект обязательно находится в верхней части схемы (либо в предохранителе, либо в рубильнике, либо в связывающих их проводах).

Этот метод, заключающийся в прозвонке цепи посередине, позволяет с помощью единственного измерения поставить вне подозрений половину цепи и выделить зону, в которой находится дефект.
Такой метод целесообразен для управляющих цепей, состоящих из многочисленных контактов различной аппаратуры...

349Поз. 1. При замере напряжения питания, вольтметр показывает 24 В. Следовательно, можно утверждать, что неисправность находится внутри схемы. Под подозрением находится вся схема.
Поз. 2. Сохраняя нижнюю точку в качестве базовой, с потенциалом О В, выберем для замера какую-либо точку посередине схемы (например, клемму на выходе реле НД). Вольтметр показывает О В, то есть потенциал 24 В не поступает на эту клемму, значит обрыв находится выше выбранной точки (контакт V, или рубильник, или задающий термостат, или реле НД или один из соединительных проводов). Вся верхняя часть схемы остается под подозрением.
Поз. 3. Оставляя в качестве базовой ту же нижнюю точку с потенциалом О В, выберем теперь для замера точку на выходе из рубильника. Вольтметр показывает, что на клемме выхода из рубильника потенциал 24 В присутствует, что ставит вне подозрений контакт V и рубильник. Остаются только два подозрительных элемента схемы (задающий термостат и реле НД), а также соединяющие их провода.
Поз. 4. Выполнив замер на клемме входа в прессостат НД, видим, что потенциал 24 В на ней присутствует.
Итак, 24 В присутствуют на входе реле НД, но отсутствуют на выходе из него (см. рис. 54.9). Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что обрыв находится в контактной группе реле НД.
Теперь ремонтник должен определить, по какой причине цепь в реле НД разорвана. Может быть давление в контуре ниже, чем точка срабатывания реле НД (если да, то почему упало давление), как настроено реле НД, как оно установлено и подключено к цепи...

 54.2. УПРАЖНЕНИЕ. Использование вольтметра

Что покажет вольтметр при измерении напряжения на клеммах контактной группы реле НД в нашем примере?

Ответ

Что покажет вольтметр на клеммах разомкнутого контакта реле НД?
Мы знаем, что в точке 1 присутствует потенциал 24 В, о чем говорит измерение между этой точкой и нулевым проводом  Однако у нас нет никакой уверенности относительно потенциала точки 2 и сейчас мы увидим, что могут иметь место два случая:
Случай № 1. Вольтметр показывает разность потенциалов 24 В.
Так как потенциал точки 1 равен 24 В, это позволяет нам утверждать, что потенциал точки 2 действительно 0 В и, следовательно, между точками 2 и 3 существует непрерывность цепи.
Таким образом, мы можем утверждать, что контакт реле ВД замкнут, также как и контакт термореле. Более того, мы теперь наверняка знаем, что все соединения (кабели, провода...) между точками 2 и 3 также исправны.
Кроме того, из результатов измерения мы можем заключить, что катушка контактора С находится в исправном состоянии, поскольку нулевой потенциал свободно проходит через нее (она представляет из себя ни что иное, как длинный медный провод).
В результате, данные измерения, без риска ошибиться, позволяют утверждать, что все точки схемы, расположенные выше точки 1, имеют потенциал 24 В, а все точки, лежащие ниже точки 2, имеют нулевой потенциал. Мы можем также быть уверенными в том, что контактор С заработает при замыкании контакта реле НД.
Случай № 2: Вольтметр показывает разность потенциалов 0 В
Так как потенциал точки 1 равен 24 В, это позволяет нам утверждать, что потенциал точки 2 не равен 0 В (иначе вольтметр показывал бы 24 - 0 = 24 В).
Поскольку потенциал точки 2 не равен 0 В, то есть потенциалу точки 3, это обязательно говорит о наличии по крайней мере, еще одного обрыва между этими двумя точками (допустим, например, что разомкнут контакт термореле).
Потенциал 0 В, имеющийся в точке 3, без проблем проходит через медный провод катушки контактора и в точке 4 он также равен 0 В. С другой стороны, если контакт термореле разомкнут, то в точке 5 нулевой потенциал отсутствует, поскольку он не может пройти через контакт термореле!

Итак, между точками 2 и 5 нет никакого потенциала (ни 0 В, ни 24 В), потому что на концах отрезка 2-5 имеются разрывы цепи.
Закрепить один из зажимов вольтметра в точке 2, это все равно, что оставить его на столе в помещении или бросить на открытом воздухе!

Полому вольтметр, \ которого к электрической цепи подключен только один зажим, всегда будет показывать О В
Таким образом, можно утверждать, что на любой электрической клемме могут быть реализованы 3 возможных значения потенциала:
►    Потенциал напряжения питания (как правило, 24 или 220 В) который мы будем называть "фазой".
►    Нулевой потенциал, который мы называем "нейтралью" (нулевым проводом).
►    Отсутствие потенциала, которое мы назовем "ничто".
Если вольтметр показывает какое-то папрямсение (например, 24 В), то независимо от того, в каких тонких управляющей цени производится измерение, мы сможем утверждать, что измеряем папрямсение между фазой и нейтралью (24 — 0 = 24 В).
И напротив, если вольтметр показывает 0 В. мы абсолютно ничего не сможем утверждать. Действительно, вольтметр может измерять напряжение:
►    Между двумя одинаковыми фазами (24 - 24 = 0 В)
►    Между двумя нулевыми проводами (0 - О = 0 В)
►    Между фазой и ничем (24 — «ничто» = 0 В)
►    Между ничем и ничем (0 — 0 = 0 В).
Вот почему, когда мы будем искать неисправность с помощью вольтметра, мы всегда должны размещать его так, чтобы он показывал напряжение, так как только в этом случае мы будем уверены в наличии фазы и нуля. Дальше поиск неисправности сведется к нахождению разрыва в цепи (то есть момента, когда показания изменятся от 24 В до 0 В), который может быть как ни фазе, так и на нулевом проводе.
Чтобы уточнить эти условия, возьмем другой пример. Рассмотрим теперь схему на рис. представляющую предохранительную цепь с реле ВД и НД, терморегулятором и термореле.

При выключенной схеме катушка RS (14-15) не запита-на. В отсутствие неисправностей нормальный потенциал в точках 1 -7 равен 24 В, а в точках 8-16 равен 0 В.
Если в этот момент нажать кнопку "запуск" (6-9), фаза поступит в точку 14, катушка RS получит питание и перейдет на режим самоудержания контактами RS (7-8). Поэтому катушка останется под напряжением, когда вы отпустите кнопку "запуск".
Потенциал точек от 8 до 14, при выключенной схеме равный 0 В, станет равным 24 В. Тогда точки от 1 до 14 будет иметь потенциал 24 В, а точки 15 и 16 останутся с нулевым потенциалом.
Рассмотрим теперь, как действовать при поиске неисправности, если после нажатия на кнопку "запуск" катушка RS не срабатывает (вы имеете полное право поразмышлять, прежде чем читать дальше).

Для того, чтобы отыскать неисправность, мешающую работе катушки RS, мы выполним все необходимые измерения без нажатия на кнопку пускателя. Мы советуем также зафиксировать базовую точку измерения (на фазе или нулевом проводе) с помощью зажима типа "крокодил". Так мы сможем работать с максимальным удобством, оставляя одну руку постоянно свободной.
1) Поиск неисправности на фазе (например, обрыв в кепи реле ВД 4-5).

350
Поскольку нормальный потенциал в точках от 1 до 7 соответствует потенциалу фазы (здесь это 24 В), возьмем в качестве базовой точки точку на нулевом проводе, например, точку 16, в которой зафиксируем один из проводов вольтметра.
Чтобы уменьшить число замеров, используем способ замеров посередине, с которым мы познакомились выше (см. рис. 54.14).
Второй провод вольтметра подключим, например, к точке 4 (нормальный потенциал 24 В). Если вольтметр покажет 24 В, это позволит нам утверждать, что выше точки 4 все нормально (питание 24 В приходит на схему, реле НД замкнуто и вся проводка исправна).
Теперь коснемся вторым проводом вольтметра, например, точки 5, на выходе из реле ВД, где показание вольтметра будут равны 0. Мы сможем заключить, что фаза, имеющаяся в точке 4, не проходит через контакты реле ВД, следовательно контакты разомкнуты.
Остается только найти причину того, что они разомкнуты.
Примечание: Поскольку кнопка "запуск" отжата и катушка RS не работает, вольтметр, помещенный между точкой 4 (потенциал 24 В) и точкой 5 (потенциал "ничто") будет показывать 0 В.
С другой стороны, если при нажатой кнопке "запуск", вольтметр, помещенный между точками 4 и 5 покажет 24 В, это будет признаком того, что потенциал точки 5 равен 0 В. Следовательно, никаких других разрывов по линии 16-9-6-5 нет (катушка RS исправна, термореле и терморегулятор замкнуты, контакты кнопки работают нормально и все провода, соединяющие эту аппаратуру, исправны).
Конечно, вольтметр, помещенный между точкой 7 (потенциал "ничто") и точкой 8 (или другой точкой цепи) будет всегда показывать 0 В.
2) Поиск неисправности в нулевом проводе (например, при разрыве контакта 12-13).
Если 24 В нормально доходят до точек 6 и 7, а нажим на кнопку пускателя не приводит к срабатыванию катушки RS, неисправность действительно находится между точками 8 и 16.
Чтобы проверить эти точки, нормальный потенциал которых равен 0 В, возьмем в качестве опорной какую-либо точку на фазе (например, точку 1), на которой закрепим один из проводов вольтметра (см. рис. 54.15).

Поскольку нормальный потенциал в точках от 8 до 16 составляет О В, возьмем в качестве базовой точки точку на фазовом проводе, например, точку 1, в которой зафиксируем один из проводов вольтметра.
351

Для контроля опорной точки вторым проводом вольтметра коснемся точки 16, вольтметр должен показать 24 В (эта проверка позволяет быстро убедиться в том, что в точке 1 действительно присутствует фаза и что питание на схему подано).
Далее, чтобы уменьшить число замеров, измерение начнем "от середины".
Коснемся вторым проводом, например, точки 12. Поскольку нормальный потенциал этой точки равен О В, вольтметр должен был бы показать 24 В. Однако он показывает О В, а это значит, что нулевой потенциал не попадает в точку 12, следовательно вниз от точки 12 имеется разрыв цепи (или разомкнуто термореле, или оборван провод катушки RS, или имеется обрыв в проводах, соединяющих эту аппаратуру).
Тогда второй провод подключаем к выходу термореле (точка 13). Вольтметр показывает 24 В и мы можем утверждать, что потенциал О В действительно имеется в точке 13 (следовательно, между точками 13 и 16 никаких разрывов нет).
Поскольку имеющийся в точке 13 потенциал О В не проходит в точку 12, мы можем утверждать, что контакт термореле разомкнут.

ЗАПОМНИТЕ! Для прозвонки контактов линии, нормальным потенциалом, которой является фаза, в качестве опорной точки необходимо брать нулевой провод. И напротив, для прозвонки контактов нулевой линии в качестве опорной точки необходимо брать фазу.

 54.3. НЕИСПРАВНОСТИ КАТУШКИ ПУСКАТЕЛЯ

Упражнение №1
Прибыв для ремонта схемы, представленной на рис. 54.15, вы находите, что катушка RS не работает. При нажатии на кнопку S "запуск" она срабатывает, но тотчас же отключается, как только Вы отпускаете кнопку.
Попытайтесь найти все гипотезы, способные объяснить эту неисправность, и способ их проверки с помощью вольтметра.
Упражнение №2
При первом включении схемы {рис. 54.15) катушка RS после нажатия на кнопку пускателя не срабатывает. При отпущенной кнопке между контактами 1 и 9 и контактами 16 и 6 имеется напряжение 24 В. При нажатой кнопке между контактами 1 и 9 имеется О В, между контактами 16 и 6 имеется 24 В.

Решение упражнения №1
При нажатии на кнопку S "запуск" катушка RS работает. Это обстоятельство указывает нам, что на схему, несомненно, попадает напряжение 24 В и что разрыв в цепи аппаратуры и соединительных проводах отсутствует, а кнопка вполне работоспособна.
С другой стороны, как только кнопка отпускается, катушка отключается. Это неизбежно означает, что в цепи самоподдержания имеется обрыв и тогда могут рассматриваться 3 равнозначных варианта: либо обрыв соединения 6-7, либо не замыкается контакт RS 7-8, либо обрыв соединения 8-9 (см. рис. 54.16). Если ремонтнику особенно не повезет, он может столкнуться с комбинацией этих трех неисправностей!
Для проверки соединения 6-7 с помощью вольтметра зададимся следующим вопро-Рис. 54.16. сом: каким должен быть нормальный потенциал точки б при выключенной кнопке?
Поскольку ответом будет "фаза", в качестве опорной точки
выбираем нулевой провод, то есть точку 16.
Коснувшись вторым проводом вольтметра точки 6, увидим, что вольтметр показывает 24 В, то есть фаза в точке 6 присутствует (что вполне нормально, поскольку при нажатии на кнопку S катушка RS срабатывает).
Поместив второй провод в точку 7, можно получить 2 варианта (см. рис. 54.17):

► Если вольтметр покажет 24 В, значит фаза проходит в точку 7. Имея в виду, что контакты RS разомкнуты и катушка RS отключена, можно утверждать, что соединение 6-7 исправно.
► Если вольтметр показывает О В, значит фаза, имеющаяся в точке 6, не проходит в точку 7, что является несомненным признаком обрыва в соединении 6-7.

Для проверки соединения 8-9 зададимся следующим вопросом: каков нормальный   (при   отключенной                Рис 54 17 кнопке S) потенциал точки 9? Ответом на этот вопрос будет "нейтраль", поэтому в качестве опорной точки принимаем фазу, то есть точку 1 (см. рис. 54.18).

Коснувшись вторым проводом точки 9 и обнаружив 24 В, заключаем, что О В присутствует в этой точке (в чем можно было не сомневаться, поскольку при нажатии на кнопку S катушка RS срабатывает).
Поместив второй провод в точку 8, мы снова можем получить 2 варианта:
► Если вольтметр показывает 24 В, значит нулевой потенциал присутствует в точке 8. Как и в предыдущем случае, поскольку контакты RS разомкнуты и катушка RS не работает, это является несомненным признаком исправного соединения 8-9.
► Если вольтметр показывает О В, значит нулевой потенциал, имеющийся в точке 8, не проходит в точку 9. Тогда это  является  признаком  того,  что  соединение разорвано.

Если оба соединения 6-7 и 8-9 исправны, а катушка RS при нажатии на кнопку S не остается в режиме самоудержания, значит контакты RS 7-8 обязательно неисправны.

Никогда не забывайте, что при прозвонке цепи, в нормальном состоянии подключенной к фазе, в качестве опорной точки необходимо выбирать нулевой провод. С другой стороны, при прозвонке нулевой точки или цепи, в качестве опорной точки нужно брать фазу.
Решение упражнения №2
При первом включении схемы, после нажатия на кнопку S, катушка RS не срабатывает. Рассмотрим результаты замеров {см. рис. 54.19).

352
Поз. 1. Контакты кнопки S разомкнуты и вольтметр показывает 24 В между точками 1 и 9.
Это является признаком того, что в точке 1 присутствует фаза, а в точке 9 — нулевой потенциал. Поскольку нулевой потенциал поступает в точку 9, значит контакты терморегулятора и термореле замкнуты, а соединительные провода между точками 9 и 16, также как и обмотка RS, исправны.
Между точками 16 и 6 вольтметр также показывает 24 В. Это означает, что фаза, имеющаяся в точке 1, действительно поступает в точку 6. Следовательно, контакты обоих реле замкнуты и все соединения между точками 1 и 6 исправны.

Таким образом, два этих замера позволяют нам утверждать, что все контакты предохранительных устройств замкнуты, а провода цепи (между точками 1 и 6, а также 9 и 16) исправны, как исправна и обмотка катушки RS.
Теоретически, при нажатии на кнопку S, обмотка должна срабатывать, однако этого не про-сходит. Можно предположить, что контакты кнопки при нажатии на нее не замыкаются.
Поз. 2. При замкнутых контактах кнопки S между точками 6 и 16 вольтметр поки-.^.^~. 24 В. Уже известно, что ноль находится в точке 16, а фаза в точке 6, поэтому данное измерение не представляет никакого интереса и совершенно бесполезно.
С другой стороны, замер при нажатой кнопке S показывает, что напряжение между точками I и 9 меняется от 24 В до 0 В. Следовательно, можно немедленно сделать вывод... Кстати, перед тем как читать дальше, что вы скажете об этой ситуации?

353
Кнопка S разомкнута, в точке 1 присутствует 24 В, а в точке 9 имеем О В (см. поз. 3 на рис. 54.20).
После нажатия на кнопку S, напряжение между точками 1 и 9 меняется с 24 В на О В (см. поз. 4 на рис. 54.20). Следовательно, это признак того, что контакты кнопки замкнулись, пропустив фазу из точки 6 в точку 9 (24 - 24 = О В).
Таким образом, наше первое предположение о неисправности контактов кнопки не подтверждается.
Порассуждаем немного: поскольку фаза легко проходит в точку 9 при нажатии кнопки S, значит она проходит и в точку 14, так как цепь 9-14 исправна.
Это легко проверить, поместив вольтметр между точками 14 и 15, после чего мы увидим, что вольтметр показывает 24 В на клеммах катушки, но реле RS не срабатывает (см. рис. 54.21).
Мы могли бы подумать, что в обмотке реле имеется обрыв, однако мы с уверенностью знаем, что это невозможно, поскольку обмотка пропускает нулевой потенциал (см. поз. 3 на рис. 54.20).
Итак, обрыва в катушке нет, но реле, запитан-ное напряжением 24 В, не срабатывает. Значит, либо катушка не оказывает воздействия на сердечник реле по причине механического повреждения (но в этом случае, при подаче напряжения можно было бы отчетливо слышать гудение или вибрации), либо реле не срабатывает потому, что напряжения питания недостаточно.
В нашем случае, поскольку речь идет о первом включении схемы, скорее всего, электромонтер, по ошибке, поставил реле, рассчитанное на напряжение 220 В (или 380 В), в цепь с напряжением питания 24 В (см. рис. 54.22), которое является слишком слабым и не обеспечивает срабатывание реле (заметим, что, как правило, номинальное напряжение катушки указывается снаружи на корпусе реле).
3) Рассмотрим теперь, как проверить с помощью вольтметра плавкие предохранители.
Иногда случается, что плавкий предохранитель перегорает вследствие резкого возрастания тока, как правило, обусловленного коротким замыканием. После этого вся аппаратура, установленная после предохранителя (реле, контакторы, сигнальные лампы...) перестает работать. Столкнувшись с такой проблемой, многие нерешительные ремонтники разбирают патроны с плавким предохранителем и прозванивают их омметром.
Посмотрим, как можно очень быстро проверить предохранители, ничего не разбирая, с помощью простого вольтметра...

354
Пусть надо проверить 2 предохранителя, установленных на нулевом проводе (FN) и на фазе (FL) так, как показано на схеме (рис. 54.23). Питание подходит по нулевому проводу (1) и фазе (2). Выход на щит с электрооборудованием производится с точек 3 и 4.
Поз. 1. Установим вольтметр вверху между точек 1
Рис. 54.23.
и 2. Если он показывает 0, значит неисправность находится за пределами схемы и нужно проверить трансформатор. Если напряжение 24 В, значит все нормально и измерения продолжаются.
Поз. 2. Поместим вольтметр между точками 3 и 4 на выходе из предохранителей. Если он показывает 24 В, оба предохранителя целы и неисправность находится в схеме. При О В один или оба предохранителя перегорели и измерения продолжаются.
Поз. 3. Установим вольтметр между точками 1 (на входе нуля) и 4 (на выходе фазы). Если он показывает 0, значит фазовый предохранитель FL не пропускает фазу от точки 2 к точке 4: следовательно, можно утверждать, что он перегорел. Если показания вольтметра равны 24 В, значит предохранитель нормально пропускает ток от точки 2 к точке 4, то есть он обязательно исправен.
Поз. 4. Поместим вольтметр между точками 2 (вход фазы) и 3 (выход нуля). Если показания равны О В, предохранитель FN не проводит ток от точки 1 к точке 3, следовательно, можно утверждать, что он сгорел. Если вольтметр показывает 24 В, предохранитель нормально проводит ток между точками 1 и 3: можно утверждать, что он исправен.

 54.4. УПРАЖНЕНИЯ. Прочие неисправности

355Зад. 1. Предохранитель FL перегорел. Все другие элементы исправны. Что покажет вольтметр между точками 1 и 2, если рубильник М/А (пуск/останов) выключен? А если включен?
Зад. 2. Предохранитель FL перегорел. Все другие элементы исправны. Что покажет вольтметр между точками 3 и 4, когда рубильник М/А выключен? Если вдобавок к этому, в обмотке катушки R имеется обрыв, что покажет вольтметр между точками 3 и 5 (рубильник М/А выключен и включен)?
Зад. 3. Обмотка катушки R оборвана. Все другие элементы исправны. Что покажет вольтметр между точками 6 и 7 при выключенном рубильнике? А при включенном?
Как обычно, ниже приводятся ответы, однако не спешите прочитать их, подумайте...

Решение

Задача 1. Вновь рассмотрим схему (см. рис. 54.25). Предохранитель FL перегорел, но все остальные элементы исправны. То есть потенциал 24 В (например) заблокирован в точке 1 и ни в коем случае не может пройти через предохранитель FL.
Поскольку, за исключением предохранителя, все нормально, нулевой потенциал без проблем проходит FN, обмотку R и предохранительные устройства. То есть потенциал О В постоянно находится под рубильником М/А.
Если рубильник М/А выключен, потенциал О В не может пройти через него, и потенциал точки 2 суть "ничто". Следовательно, вольтметр покажет 24 - «ничто» = О В.
Если рубильник М/А включен, потенциал О В поступает в точку 2 и тогда вольтметр покажет 24 - 0 = 24 В.
Во всех случаях, когда на концах предохранителя появляется напряжение, это означает, что предохранитель сгорел. Однако, если напряжение на концах предохранителя отсутствует, это вовсе не обязательно означает, что предохранитель исправен.

Задача 2. Рассмотрим теперь схем. Предохранитель FL сгорел. Значит 24 В присутствует в точке 3 и не может пройти в точку 4.
Обмотка реле R не запитана, реле сработать не может и его нормально замкнутый контакт R, включенный в схему последовательно с сигнальной лампой "Останов" (см. поз. 5), обязательно замкнут. Но лампа- ни что иное, как обычное сопротивление, поэтому потенциал О В постоянно присутствует в точке 4 и вольтметр покажет 24 В независимо от положения рубильника М/А.
Если обмотка R оборвана и рубильник М/А выключен, потенциал точки 6 суть "ничто" и вольтметр покажет О В. С другой стороны, если рубильник включен, потенциал О В, имеющийся в точке 4, может пройти в точку бив этот момент вольтметр покажет 24 В.
Задача 3. Рассмотрим схему. Обмотка реле R оборвана и рубильник включен, нормально замкнутый контакт реле R замкнут и сигнальная лампа остановк
проблем проходит через сопротивление сигнальной лампы пуска и находится в точках 7 и 8.
Поэтому вольтметр показывает 24 В, хотя катушка реле оборвана. Заметим, что если нормально разомкнутый контакт реле R установлен последовательно с сигнальной лампой пуска (в точке 8), нулевой потенциал не сможет пройти в точку 7 и тогда вольтметр будет показывать О В.
Если включить рубильник, потенциал 24 В приходит в точки 7 и 8 и сигнальная лампа пуска загорится, хотя реле не сработает. Поэтому, одновременно будут гореть и сигнальная лампа пуска и сигнальная лампа останова. Конечно, вольтметр при этом будет показывать О В, потому что потенциалы точек 6 и 7 будут равны 24 В.

Если вы смогли решить эти несколько упражнений не читая подсказок и при этом не попались в коварно расставленные автором ловушки, значит вы все поняли, и в будущем у вас не возникнет никаких проблем при использовании простого вольтметра для обнаружения громадного большинства электрических поломок.
Б) Ремонт с использованием омметра
Этот способ должен быть использован только тогда, когда электрический шкаф (шкаф с электрооборудованием) невозможно оставлять под напряжением (как правило, это относится к случаям замыкания на массу или короткого замыкания в одном из потребителей), так как при этом требуется полное отключение установки от сети.

Чтобы проиллюстрировать проблемы, возникающие при поиске неисправностей с помощью омметра, рассмотрим небольшую схему на рис. 54.28, запитанную через трансформатор 220/24 В. Первичная обмотка трансформатора имеет
вторичная — 0,5 Ом и катушка реле R имеет сопротивление 6,3 Ом.
Перед тем, как подключить омметр, познакомимся на схеме (рис. 54.29) с первой опасностью такого способа поиска неисправностей. В самом деле, если схема находится под напряжением, мы видим, что при включенном рубильнике на концах предохранителя имеется напряжение 24 В.
Поэтому, как только мы подключим к предохранителю омметр, он немедленно "задымится" (представьте повреждение в цепи с напряжением 220 или 380 В!). Опасность ошибок так велика, что всегда нужно отключать шкаф от сети.

 54.5 УПРАЖНЕНИЯ. Использование омметра

356
Упражнение 1. На схеме (рис. 54.28) перегорел предохранитель FL. Что покажет подключенный к его концам омметр, когда рубильник выключен и когда включен?
Упражнение 2. На схеме (рис. 54.30) сопротивление холодной лампочки 18 Ом. Если предохранитель FL тоже перегорел, что покажет подключенный к его концам омметр, когда рубильник выключен и когда включен?
Ответы см. ниже...


Решение упражнений
Упражнение 1. Еще раз напомним, что перед подключением омметра схема должна быть обязательно обесточена. То есть в этот момент вся установка или ее часть должна быть остановлена {см. рис. 54.31).
Если остановка небольшого агрегата (малая холодильная камера, небольшой кондиционер...) не доставляет больших неудобств, то для больших установок (промышленный холод, кондиционирование произвс ;ственных и публичных зданий...) это, как правило, не гак.

357
При выключенном рубильнике {см. рис. 54.32) электроны, испускаемые элементом питания омметра, не могут цир-
купировать по схеме. Поэтому омметр покажет сопротивление, равное бесконечности. Перегорание предохранителя можно обнаружить.
При включенном рубильнике, сопротивление вторичной обмотки (0,5 Ом) и соединенной с ней последовательно обмотки реле (6,3 Ом), дадут показания омметра, равные полному сопротивлению, то есть 6,3 + 0,5 = 6,8 Ом. Сопротивление первичной обмотки на показания омметра не влияет.

Упражнение 2. При выключенном рубильнике (см. схему на рис. 54.33) сопротивление катушки реле R исключается из цепи. Сопротивление вторичной обмотки трансформатора (0,5 Ом) и сигнальной лампочки останова (18 Ом) включены в цепь последовательно. Омметр покажет полное сопртивление, то есть 0,5 + 18 = 18,5 Ом.
Перед тем, как посмотреть, что произойдет при включенном рубильнике, напомним, что при параллельном соединении двух сопротивлений R1 и R2 полное сопротивление (Rt), получаемое в результате такого соединения, будет равно произведению R1 на R2 деленному на сумму R1 + R2 {см. рис. 54.34).

Отметим, что полное сопротивление Rt соединенных параллельно нескольких сопротивлений всегда меньше самого малого из всех этих сопротивлений (10 Ом, соединенных параллельно с 15 Ом, дадут полное сопротивление Rt = 150 / 25 = 6 Ом). Заметим также, что полное сопротивление двух параллельно соединенных одинаковых сопротивлений равно половине одного из этих сопротивлений (10 Ом, соединенные параллельно с 10 Ом дадут полное сопротивление Rt = 100 / 20 = 5 Ом).

358/7рм включенном рубильнике, катушка R соединена параллельно с сигнальной лампочкой останова (см. рис. 54.35). Тогда полное сопротивление этих потребителей будет равно 4,7 Ом. Поскольку сопротивление 4,7 Ом включено в цепь последовательно с вторичной обмоткой трансформатора, полное сопротивление схемы равно 4,7 + 0,5 = 5,2 Ом. Следовательно, эту величину и покажет омметр.
Итак, чем больше будет в схеме параллельно соединенных элементов, тем меньше будет сопротивление, показываемое омметром (это иногда приводит к ошибочному заключению о том, что контакт замкнут, так как измеряемое сопротивление оказывается очень низким).
Поэтому, перед подключением омметра к какому-либо элементу, обязательно нужно отключить от этого элемента, как минимум, один провод. Это единственный способ избежать ошибок.

Конечно, нужно также всегда отключать питание, и для прозвонки какого-либо потребителя одну из его клемм оставлять свободной.
Таким образом, чтобы прозванивать цепь контактов омметром, необходимо каждый раз отключать одну из двух клемм очередного контакта, а потом вновь подключать к ней провода, что всегда является гораздо более длительной и нудной процедурой по сравнению с проверкой цепи с помощью вольтметр

Напомним также, что при проверке конденсаторов, перед тем, как дотрагиваться до их выводов и подключать к ним измерительную аппаратуру, их необходимо разрядить.

Наконец, отметим следующее. При формулировке упражнений мы говорили о сопротивлении холодной лампы. Это упоминание заслуживает небольшого пояснения. Действительно, волосок лампы накаливания имеет температуру свыше 2000°С, когда лампа горит. Однако, с ростом температуры, сопротивление волоска повышается.
Так, для обычной лампы накаливания ее сопротивление в нагретом состоянии примерно в 10 раз больше сопротивления холодной лампы  Поэтому, в нашем примере, лампа, имеющая в холодном состоянии сопротивление, например 18 Ом, будучи нагретой, повышает свое сопротивление до 190 Ом.
Отметим также, что при подаче напряжения на холодную лампу, сопротивление которой в 10 раз меньше горячей, потребляемый ею ток становится в 10 раз больше (к счастью, продолжительность действия такого броска тока крайне короткая).
Поиск электрических неисправностей должен проводиться преимущественно с помощью вольтметра с тем, чтобы ускорить процесс выявления незамкнутых контактов или обрыва проводов в потребителях. Очень практичным при этом является метод поиска дефектов "от середины".
Если ремонтник не имеет в своем распоряжении схемы электрооборудования (или если в схеме полно ошибок), метод вольтметра все равно остается лучшим решением. Действительно, достаточно немного здравого смысла и экспериментов, чтобы, несмотря ни на что, достичь желаемого результата. Поиск неисправностей при этом просто будет немного дольше.
Использование омметра должно быть задействовано только в исключительных случаях, когда установку нельзя оставлять под напряжением. Это будут случаи, когда подача напряжения на установку приводит к срабатыванию дифференциального автомата тока утечки (один из элементов замкнуло на массу), перегоранию плавкого предохранителя или срабатыванию автомата защиты (короткое замыкание в одном из элементов цепи).
Омметр потребуется также, если вы захотите проверить обмотку электродвигателя или конденсатор, или отыскать нужные клеммы в аппаратуре с большим количеством выводов (например, пусковое реле или многоступенчатый термостат).

Вам не остается ничего другого, как использовать для ремонта вольтметр, чтобы на практике убедиться в справедливости наших рекомендаций. Если вначале вы будете немного нерешительны, не падайте духом и будьте настойчивы: вы очень быстро восстановите потерянное время!
Отметим, что профессиональный монтер подключает вход любого потребителя либо сверху, либо слева.

Для того, чтобы отыскать неисправность, мешающую работе катушки RS, мы выполним все необходимые измерения без нажатия на кнопку пускателя. Мы советуем также зафиксировать базовую точку измерения (на фазе или нулевом проводе) с помощью зажима типа "крокодил". Так мы сможем работать с максимальным удобством, оставляя одну руку постоянно свободной.
1) Поиск неисправности на фазе (например, обрыв в кепи реле ВД 4-5).